Анатолий Вассерман
Самые интересные факты, люди и казусы всемирной истории отобранные знатоками
(Выдержки из книги)
Наша школа ещё недавно увлечённо впитывала новейшие достижения
науки. Нынче она преобразуется на американский манер. Главное – последствие этого регресса: новые поколения обречены на
полное непонимание мира. Значит, будут двигаться по нему как слепцы. Мозаичное мышление куда разрушительнее и опаснее мозаичного
зрения
Сформированное американскими управленцами отношение к избытку
знаний, умений и навыков постепенно распространилось по большей части Западной Европы, а теперь охватывает и нас. Со всеми
вытекающими из этого организационными последствиями. Вроде болонского процесса, превращающего значительную часть выпускников
вузов в ремесленников, способных только следовать готовым рецептам, но не знающим ключевых закономерностей, из которых эти
– и многие другие – рецепты можно по мере надобности выводить внятными (и чаще всего сравнительно простыми) методами. Неужто
экономика и впрямь движется лучше, когда в неё впряжены ослы?
Средства массовой информации распространяют в основном сведения
об ужасах и скандалах, не заботясь об их достоверности. Развлечения, ещё недавно адресованные разве что пьяной толпе, объявляются
высшими достижениями культуры. Мультикультурализм и политкорректность внушают равноценность первобытного примитива и
плодов многовекового совершенствования. Школа – и средняя, и высшая – вместо общих закономерностей, из коих каждый при желании
может вывести полноценные рекомендации, преподаёт лишь конкретные рецепты для частных случаев. А уж навыки самостоятельного
выведения правил и законов объявлены – в рамках концепций вроде позитивизма – вовсе несуществующими.
Во всём мире рыночное обучение уже убедительно доказало отсутствие
явных преимуществ перед системой, принятой у нас ещё в советское время и в общих чертах сохранённой по сей день. Очевидные
достоинства учебного рынка уравновешены столь же очевидными недостатками. К чему же толкать наше образование всё дальше
к чистому рынку? Куда лучше изыскать методы устранения ключевых дефектов нашей системы менее радикальные, нежели реформаторская
гильотина.
К сожалению, нынешняя школа развивается в прямо противоположном
направлении. Систематизация из неё уходит и заменяется беспорядочным эклектизмом. А вопросы Единого государственного экзамена
прямо нацелены на зубрёжку фактов, дат и формул, не позволяя проявить способность к упорядоченному мышлению.
Международные организации, проверяющие во всех странах мира
уровень знаний и мышления школьников, регулярно публикуют сравнительные данные. Увы, нашей стране давно нечем похвастать.
Достижения в школьном образовании, характерные когда-то для Советского Союза, можно только ностальгически вспоминать. До
середины 1990-х – видимо, по инерции – наши школьники по своим интеллектуальным возможностям опережали сверстников из многих
стран мира, занимая первые места в общем списке. Но с начала XXI века российские дети по большинству параметров находятся в
конце списка из 65 развитых стран. На каждого дошкольника и школьника у нас раза в два больше воспитателей и учителей, чем в
других развитых странах, а гордиться нечем. По качеству математического и естественнонаучного образования школьники России
давно не входят даже в первую двадцатку! И что особенно грустно – наши ученики лучше сверстников из других стран выполняют
лишь те задания, где нужно точно воспроизвести пройденный материал, ответить на стандартные вопросы.
По данным последнего исследования в 57 странах, наши 15-летние
ученики заняли: 38-е место – по естествознанию, 36-е – по математике, 40-е – по чтению.
Творческий переход от усвоенных знаний к новым оказывается
для российской молодежи всё непосильнее. Да и использовать в повседневной жизни уже полученные знания наши дети почти не
умеют.
Это отмечено при оценке навыков аналитического мышления
в задачах, где нужно соотнести разные точки зрения на явление или информацию, сформировать собственное мнение. Лишь треть
наших школьников может правильно проанализировать заданное утверждение, опираясь на собственные рассуждения. Например,
определить суть и цель раздела популярной статьи. Объяснить ответ, полученный в задаче, своими словами – без использования
символов и формул оказалось для наших учеников практически невозможным.
По многим критериям выявляется: российская школа ныне уже
не готовит детей к использованию знаний в жизни. А ведь умение применять их – основа творческого мышления, важнейший показатель
развития интеллекта.
Переход к Единому государственному экзамену только усугубляет
намечающуюся тенденцию. Чтобы упростить проверку результатов ЕГЭ, практически все материалы в нём сведены к выбору из довольно
скромного комплекта уже готовых вариантов.
Конечно, без выбора вообще нет мышления: как отмечал ещё блаженный
Августин, на его родной латыни intellego дословно означает «выбираю между». Но всё же выбор – лишь первый, минимальный уровень
работы мысли. Куда важнее умение самостоятельно творить новые возможности для выбора. А ЕГЭ проверяет не способность мыслить
или хотя бы собирать и анализировать уже готовые факты, а почти исключительно умение зубрить.
Кто выйдет из наших школ – человек, умеющий работать и думать
только по шаблону? Но кто же тогда создаст этот самый шаблон для новых машин и технологий, кто займётся фундаментальными исследованиями,
кто сумеет усовершенствовать, модернизировать, изобрести? Ведь скоро бывшие школьники закончат колледжи и вузы, станут в
лучшем случае «специалистами» по применению всё тех же стандартов и шаблонов.
Мы должны – прежде всего – возродить системность образования,
почти непоправимо загубленную нынешними новациями вроде ЕГЭ в средней школе и Болонского процесса – в высшей.
Мы должны изыскать способы привлечения к образованию – и
среднему, и высшему – творческих, неравнодушных людей.
Мы должны, наконец, добиться, чтобы общество вновь прониклось
ощущением ценности знания в целом и методичного мышления в частности.
Будет понимание необходимости радикальной реконструкции
школы, будет твёрдое решение довести реконструкцию до значимого осмысленного результата – найдутся и силы, и средства,
и методы их эффективного применения.
Решение всех этих задач требует, разумеется, немалых сил и
средств. Но прежде всего нужна чёткая сознательная воля руководства страны прекратить нынешнюю губительную реформу образования.
Отечественная наука и даже общее образование были поставлены
на грань выживания. Это грубейший стратегический просчёт. Но уже наметились первые, пока ещё узкие тропинки для выхода из
кризиса.
С 1989 по 2004 год за рубеж у нас уехало порядка 25 тысяч учёных,
а ещё около 30 тысяч ежегодно и по сей день работают за границей по временным контрактам. Это не просто пять-шесть процентов
общего научного потенциала России. Это наиболее продуктивные учёные самых востребованных специальностей.
Сегодня в российской науке занято – по министерским данным
– менее четырёх десятых от уровня 1990-х годов.
За годы дикого капитализма – то есть «рыночных реформ 1990-х
годов» – мы в интеллектуальном плане почти достигли уровня туземцев, когда-то менявших золото и алмазы на бижутерию. Тогда
бюджетные ассигнования на всё, кроме бесчисленных чиновников, сократились во столько раз, что науку вообще исключили из числа
стратегических приоритетов государства. Централизованная система управления развитием науки и техники была разрушена.
Комментариев нет:
Отправить комментарий